Сочинение по поэме полтава

Наука всегда оказывается не права. Она никогда не решит вопроса, не поставив при этом десятка новых. Не одной красотой славится Мария, но всем известен ее кроткий нрав. Множество женихов сватается к ней, но сердце Марии неприступно. И вот сам гетман Мазепа шлет за ней сватов. Гетман уже стар, но в нем кипят чувства, не переменчивые чувства молодости, а ровный жар, который не остывает до самой смерти. Родители Марии в негодовании, они возмущены поведением старца, ведь Мария — крестница гетмана. Мать Марии говорит, что Мазепа нечестивец, что о замужестве не может быть и речи. Слыша это все, Сочинение по поэме полтава падает без чувств. Два дня Мария не может прийти в себя, а на третий день исчезает. Скоро до Кочубея дошла страшная весть о том, что его дочь бежала к Мазепе. Лишь сейчас поняли старики причину душевного смятения своей дочери. И Кочубей замыслил план мести гетману. В борьбе со шведским королем Карлом XII Русь окрепла. Но никто не ведал тайных планов коварного и мстительного Мазепы. Давно он вынашивает план измены, никому не открывая его, но тайные его помыслы постиг оскорбленный Кочубей и задумал отомстить за оскорбление дома, открыв Петру планы изменника. Когда-то Кочубей с Мазепой были друзьями и поверяли друг другу свои чувства, тогда приоткрывал свои замыслы Мазепа, но теперь между ними обида, которую простить не может Кочубей. Дух мести поддерживает в нем и жена. Теперь сочинение по поэме полтава только надежный человек, готовый, не робея, положить к сочинение по поэме полтава Петра донос Кочубея на гетмана. Такой человек нашелся среди полтавских казаков, когда-то отвергнутый Марией, но по-прежнему любящий ее даже в ее позоре и ненавидящий ее соблазнителя. Он отправляется в путь с зашитым в шапке доносом Кочубея на изменника гетмана. Мазепа же, не подозревающий о страшной опасности, плетет политическую интригу, ведя переговоры с посланником иезуитов, возмущая казаков на Дону, поднимая против Москвы Крым, Польшу и Турцию. И вот посреди этих коварных забот русские вельможи переслали ему донос на него, сочинение по поэме полтава в Полтаве и оставленный Петром без внимания. Оправдываясь перед Петром и убеждая его в своей верности, Мазепа требует казни доносчиков, казни отца своей возлюбленной, «. Мария же самозабвенно любит Мазепу и презирает молву. Лишь иногда ею овладевает печаль при мысли о родителях. Но она не знает еще того, что знает уже вся Украина, страшная тайна от нее скрыта. Даже ласки Марии не в состоянии развеять его страшные мысли, он остается холоден к ним. Оскорбленная Мария укоряет его, сочинение по поэме полтава, что ради него сгубила собственное счастье, опозорила себя. Мазепа пытается успокоить Марию словами любви, но она обвиняет его в хитрости и притворстве. Она даже ревнует его к некой Дульской. Мария хочет знать причину Мазепиной холодности. И Мазепа открывает ей свои замыслы восстания Украины против владычества Москвы. Мария в восторге и жаждет видеть возлюбленного с царским венцом на голове. Она сохранит ему верность и в несчастье и даже пойдет с ним на плаху. И Мазепа подвергает Марию страшному испытанию: он спрашивает, кто ей дороже — отец или супруг? Он старается сочинение по поэме полтава ее к однозначному ответу, ставит ее перед ужасным выбором: чью гибель она предпочтет, если ей будет суждено выбирать, кого отправить на сочинение по поэме полтава. И желанный сочинение по поэме полтава получен. В старом замке в Белой Церкви сидит в башне закованный Кочубей и ждет казни, которой не боится — его гнетет позор, потеря чести. Он отдан царем на поругание врагу, не имея возможности никому завещать свою месть обидчику. Открывается дверь его темницы, и входит кровожадный Орлик. Мазепе известно, что Кочубей спрятал сокровища, и Орлик пришел узнать, где они таятся. Кочубей отвечает, что его сокровищами были его честь, честь дочери, но эти сокровища отняты пыткой и Мазепой, а третий клад — святую месть — он готовится снести Богу. Орлик сочинение по поэме полтава, где спрятаны деньги, но безуспешно, и Кочубея отдают в руки палачу. Мария, ласкаемая Мазепой, еще не знает об ужасной судьбе отца, и Мазепа содрогается от мысли, что будет с ней, когда все откроется. Он раскаивается, что прельстил ее, что попытался впрячь в одну телегу «коня и трепетную лань». Оставя сидящую в неведенье Марию, мучимый сомнениями, Мазепа выходит из дворца. На рассвете в покой, где спала Мария, прокралась ее мать и открыла дочери страшную весть. Мать не может поверить, что дочери ничего не известно, она просит Марию пасть к ногам Мазепы и умолить его пощадить отца. Не в силах перенести душевные муки, Мария лишается чувств. На месте казни собралась огромная толпа. На телеге привезли осужденных Кочубея и Искру. Мученики всходят на плаху, палач рубит им головы и, держа за чубы, показывает толпе. Когда сочинение по поэме полтава казни уже опустело, прибегают две женщины, но, увы, они опоздали. Вернувшись домой после ужасной казни, Мазепа находит светлицу Марии пустой. Он отправляет казаков на поиски, но все тщетно: никто нигде не видал Марию. Душевная печаль не мешает гетману осуществлять свои политические замыслы. Продолжая сношения со шведским королем, Мазепа притворяется смертельно больным, но проворно встает со смертного одра, когда Карл переносит военные действия на Украину. Теперь Мазепа ведет сочинение по поэме полтава против Петра. Петр сам ведет дружины к Полтаве, и вот две армии стали друг против друга, готовые к утреннему сражению. Ночью перед сражением Мазепа беседует с Орликом и говорит о своем разочаровании в Карле, который не кажется ему государственным мужем, могущим тягаться с самодержавным великаном. Орлик отвечает, что еще не поздно перейти на сторону Петра, но Мазепа отвергает это предложение и открывает причину своей ненависти к русскому царю. Когда-то на пиру в ответ на смело сказанное слово Петр схватил Мазепу за усы. За это оскорбление и поклялся отомстить Петру Мазепа. Утром начинается Полтавское сражение, в котором боевое счастье служит русским войскам. Воодушевленные появлением Петра, русские полки теснят шведов. Мазепа молча наблюдает за битвой, и вдруг позади него раздается выстрел. Это Войнаровский сразил мчавшегося с саблей на Мазепу молодого казака, который, умирая, прошептал имя Марии. Они скачут верхом, спасаясь от преследования. Внезапно хутор, мимо которого мчатся беглецы, пугает Мазепу: он-узнает место, где некогда пировал и откуда вывел темной ночью в степь Марию. Беглецы ночуют в степи на берегу Днепра, как вдруг кто-то окликает Мазепу в ночной тиши. Он открывает глаза и видит Марию. Она в рубище, с распущенными волосами, сверкающими впалыми глазами. Она не узнает Мазепу, говорит, что это кто-то другой, и скрывается в ночной темноте. Утром Карл и Мазепа скачут далее. Минуло сто лет, и лишь Петр остался в истории, но не осталось даже памяти о Мазепе и Марии. Мир героев Кочубей — антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Рылеева; но это уже не байроническая поэма. Сквозь романтическую интригу украинский гетман Мазепа берет в жены сочинение по поэме полтава крестницу Марию Кочубей — вопреки воле родителей; отец мстит, донося Петру о государственной измене; донос пересылают гетману — Но автор усложняет «рисунок» роли, постоянно подчеркивает силу, мощь, страстность характера Вместе с подручным Искрой тот доносит на Мазепу не из верности «долгу» его «орлиный взор» давно уже проник в сердцевину «изменнических» помыслов гетмана, да тот и сам намекал на них «Предприимчивая злоба» заставляет судью действовать. Месть становится смыслом его жизни; даже в темнице, в ночь перед казнью, он дерзко отвечает Орлику, пришедшему пытать его и требующему открыть тайну клада: «. Ее готовлюсь Богу снесть». Рядом е «мнимо-второстепенным» а на деле — сомасштабным главному герою И жена, и казак движимы тем же чувством мести, что и По существу, в 1-й и 2-й частях он становится «полноценным» антагонистом Мазепы; в одной из последних «кочубеевских» сцен это подчеркнуто параллелью: украинская ночь — темница Кочубея и украинская ночь — темная душа Мазепы. Лишь после казни Искры и Мазепа — главный герой, украинский гетман, «крепкий старик», в которого влюбляется дочь генерального судьи Малороссии Кочубея, Мария. Композиция «Полтавы» многофигурна, что соответствует ее двойственной жанровой природе и романтическая новелла, и героический эпос. Но все сюжетные линии сходятся в одну точку — к образу «мрачного» Мазепы. После того как родители Марии отказывают ему в руке дочери, она бежит из дому; Кочубей вместе с женой замышляет месть; но донос, посланный им Петру, возвращается к На любовную интригу наложена интрига политическая: Как герой новеллы, он в 1-й и 2-й частях противостоит Кочубею; как герой эпоса в части 3-й — Петру; сочинение по поэме полтава в том, и сочинение по поэме полтава другом случае он действует в соответствии со своим сильным характером — энергично, мстительно, властолюбиво. Впрочем, страсти, кипящие в сердце Пушкин сравнивает сочинение по поэме полтава с пылающим камнем. А главное — он, в отличие от И хотя во время решительного объяснения, открывая любовнице план сочинение по поэме полтава часть 2-яон клянется, что любит Марию «больше славы, больше власти», — это ложная клятва. Но в том и парадокс, что, теряя Марию, Больше того и хуже того, становясь врагом сочинение по поэме полтава царя, украинский гетман теряет самостоятельность, попадает в зависимость от слабого, сочинение по поэме полтава Карла. Сила идет в услужение бессилию. И недаром после того, как В Петре, которого она видела на праздновании полтавской победы, она «опознала» идеального властителя, идеального «мужа брани», которого прежде видела в Мария Кочубей — героиня поэмы, возлюбленная гетмана Мазепы, которую, вослед сложившейся литературной традиции, зовут иначе, чем «реальную» дочь «реального» судьи Кочубея, бежавшую от отца к Мазепе. Пушкин указывает на это «прозаическое» имя — Матрена — в примечаниях; оговорка важна — благодаря ей, с одной стороны, задается поэтическая дистанция между «грубой» историей и ее художественным образом, с другой — условный образ гордой любовницы опрокидывается в реальное историческое йространство. Матрена Кочубей проходит как бы сквозь литературную призму — и является перед читателем типичной байронической героиней, хотя бы и украинизированной: свежей, «как вешний цвет», стройной, «как тополь» и, конечно, с грудью «белой, как пена». И наоборот, образ скромной, разумной, пылкой и наивной Героиня байронической поэмы готова в любую минуту сочинение по поэме полтава персонажем эпоса. Сначала любовь к отцу; затем, после родительского отказа Мазепе и ночного бегства из дому, — любовь юной красавицы к старому» но мудрому и сильному «вождю». Любовь, не знающая никаких преград. Пушкин специально подчеркивает, что Даже о заговоре Мазепы против Петра она в 1-й сцене 2-й части узнает только потому, что рядом с любимым появляется некая Дульская как выясняется, «всего лишь» агент политического заговора. Поняв, что речь идет не о любовной измене ей, а о гражданской измене Петру и России, » Под конец разговора замысливший неладное Мазепа испытывает любовницу и требует ответить, кого бы она выбрала, если бы пришлось, его или отца; та, поколебавшись, выбирает любовника. И — ни тени подозрения, ни проблеска догадки. Живописуя героиню вплоть до конца 2-й части одной краской, Пушкин «заставляет» ее мирно почивать сочинение по поэме полтава ночь перед казнью. Эта романтическая наивность «удобна» автору с сюжетной точки зрения. Во-первых, Мазепе дана возможность поразмышлять о власти и любви над мирно спящей любовницей; во-вторых, достигается эффект внезапности, когда несчастная мать пробирается в опочивальню дочери и рассказывает ей о предстоящей казни отца, умоляя разжалобить Мазепу; в-третьих, именно потому, что Естественно, что, когда бедные женщины являются на место казни, отца уже нет в живых. И как первое бегство, из родительского дома, переключает образ Внезапно увидев, как страшна реальность и как коварна любовь, Она появляется в конце 3-й части, т. И после этого ей остается совершить последний переход — в вечное пространство народной памяти. Последние строки поэмы навсегда «прописывают» Петр — российский император. «Петровская» тема естественно возникает в поэме. Да сочинение по поэме полтава сама сюжетная коллизия отец Марии судья Кочубей доносит русской власти на изменника Мазепу невозможна без «косвенного» участия русского царя, без его жестокой ошибки донос пересылают Мазепе, Кочубей гибнет, Мария сходит с ума. И все-таки тема одно, а персонаж — другое. Но в последней, 3-й части Пушкин, описывая Полтавскую битву России с Карлом XII и Мазепой, вводит И сразу все пропорции меняются. Мазепа из любовного героя разом превращается в антагониста русского царя; Кочубей — перестает казаться неудачным антагонистом Мазепы и становится трагическим союзником победителя пускай и отдавшего его на растерзание врагу, главное, что в конце концов признавшего свою ошибку! Даже казавшиеся назойливыми и неоправданными оценочные эпитеты, которыми автор «награждал » изменника Мазепу, вдруг обретают художественно-идеологический смысл. Как все остальные герои «Полтавы» кроме слабого Карла, сочинение по поэме полтава психологические черты в «Медном всаднике» Пушкин перенесет на образ Александра IП. Другое дело, что автор, описывая героя, садящегося на коня, использует оксюморон — «Лик его ужасен Он прекрасен»; это лишь усиливает эффектность образа. Но в отличие от остальных, Мазепе — трагическая ошибка, сочинение по поэме полтава не преступление; она не снижает образ Сочинение по поэме полтава. Пушкин считает необходимым выстроить параллельные описания: Мазепа перед боем — Петр перед боем; Мазепа после казни Кочубея т. Это дает возможность подчеркнуть «качественное» различие между ними; для одного — власть орудие насилия, для другого — инструмент общегосударственного творчества. За год до поэмы был начат роман «Арап Петра Великого», где тот же мотив еще раньше заявленный в стихотворении «Стансы» впервые прошел сюжетную обработку. И в дальнейшем Сочинение по поэме полтава будет возвращаться к нему, всякий раз сложно взаимодействуя с идеологическим мифом сочинение по поэме полтава Петре Великом как об идеальном прообразе Николая I; споря с самим собой, разворачивая отдельные «петровские» фрагменты поэмы в сочинение по поэме полтава произведения ср.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Андрей Герасимов

    23.10.2015

    Может быть, иным покажется недостатком в "Цыганах" то, что в этой поэме дикий цыган, так сказать, пристыжает высотою своих созерцаний и чувствований понятия сына цивилизации и таким образом заставляет нас видеть идеал нравственно просветленного человека в бродящем дикаре. Зачем так тихо за столом Она лишь гетману внимала, Когда беседа ликовала И чаша пенилась вином...